Обзор йодсодержащих препаратов для щитовидной железы
Обзор йодсодержащих препаратов
Йод-дефицитные заболевания (ЙДЗ) представляют важную медико-социальную проблему, поэтому ликвидация йод-дефицита включена в Программу глобальной стратегии ВОЗ улучшения здоровья людей.
Основной метод обеспечения крупных групп населения дополнительным количеством йода – это употребление йодированной соли. Однако вспышки гипертиреоза, совпавшие с внедрением йодной профилактики среди населения йод-дефицитных районов, указывают на необходимость пересмотра проблемы. И, коль скоро, такая сравнительно «безобидная» профилактика «даёт сбои», то что говорить об обеспечении организма человека с помощью различных препаратов. В частности, ещё в 1926 году хирург А.Джексон сообщил о 68 случаях тиреотоксикоза от применения внутрь раствора Люголя; трое больных умерли. Использование неорганических форм йода (антиструмин, йодистый калий, йодид-100 (-200), лактомарин-100 (-200), микройод и др.), безусловно показанное для лечения болезней щитовидной железы, возможно и для их профилактики, но только в случае лабораторно подтвержденного хронического йодного дефицита у конкретного человека или организованной группы лиц с учетом индивидуальной степени йодопотребности в каждом конкретном случае. В т.н., экологически депрессивных регионах, где защитные системы организма и так испытывают хроническое перенапряжение, использование препаратов неорганического йода представляется крайне нежелательным.
Значительно более безопасен прием в профилактических и лечебных целях органического йода, а также препаратов, изготовленных из природного йодсодержащего сырья. Однако и на этом пути поджидает немало сложностей.
В настоящее время одной из наиболее известных и широко рекламируемых форм биотрансформированного йода является препарат «Йод-Актив». Он получен искусственным путем в результате синтеза йода с казеином (молочным белком) в Медицинском радиологическом научном центре (г. Обнинск). Преимуществом этого препарата по сравнению с другими средствами йодной профилактики является минимальный риск гиперйодизации. Однако есть ряд аспектов, затрудняющих массовое, особенно «слепое», использование «Йод-Актива».
М. Фаррелл и Б. Кеттельхат (2000) называют молоко и яйца самыми опасными пищевыми аллергенами. Ю.С. Скрипкин (1974) выводит коровье молоко на первое место по стимуляции пищевой аллергии у детей. М.Я. Студеникин и Т.С.Соколова (1986) отмечают, что среди пациентов, наблюдавшихся в Институте педиатрии (г. Москва), сенсибилизация к коровьему молоку была выявлена в среднем в 76,8 % случаев.
В коровьем молоке содержатся разные белки, обладающие высокой аллергенностью. Казеин (от латинского caseus – сыр) – главный белковый компонент молока. Этот фосфопротеид — одна из важнейших составных частей творога и сыра (А.И. Бусев, И.П. Ефимов, 1977). Особенностью казеина является его способность активно связывать большое количество соляной кислоты в желудке. Снижение кислотности желудочного сока приводит к развитию аллергии в связи с неполным расщеплением пищевых белков и накоплением антигенных субстанций. Поэтому казеин, хотя и уступает другому молочному белку b-лактоглобулину по сенсибилизирующим свойствам, опосредованно имеет высокую степень аллергенности.
Другой отрицательный эффект казеина связан с его способностью выщелачивать кишечную среду, снижая тем самым всасывание соединений железа. В этом кроется одна из причин алиментарной анемии, развивающейся в случае перегруженности пищевого рациона молоком и молочными продуктами (Э. Керпель-Фрониус, 1975). У детей, в силу незрелости функций пищеварительной системы, наиболее высок риск развития нежелательных эффектов при использовании казеинсодержащих препаратов.
Перечень отечественных и зарубежных препаратов, изготовленных из природного йодсодержащего сырья, достаточно широк. Это «Марина-Плюс» линии «Глорион», «Ламинария» и «Келп» компании «Enrich International», «Грин стар» фирмы «Арт Лайф», «Живая зелень» фирмы «Vita Line», целая серия препаратов фирм «Счастье жизни», «Биомар» и др. При всей несхожести этих препаратов по набору входящих компонентов, по технологии изготовления, объединяет их общий идеологический принцип – сочетание йодсодержащего природного сырья с комплексом веществ, необходимых для нормального функционирования щитовидной железы. К недостаткам же относится возможное колебание дозы йода в лекарственных формах (таблетках, капсулах) даже внутри одной упаковки препарата.
Здесь нужно остановиться еще на одном важном аспекте, который часто упускают из внимания врачи и производители профилактических противозобных препаратов. Мы уже обсуждали, что йод попадает в организм в виде органических и неорганических соединений с питьевой водой и пищей, в том числе — с водорослями и другими морепродуктами, используемыми для приготовления биологически активных препаратов. Иначе говоря, йодсодержащее биологическое сырье не свободно от столь нежелательных неорганических форм йода. Более того, в некоторых видах бурых водорослей неорганические и органические формы представлены приблизительно в равных количествах. Иными словами, употребление обычной морской капусты в неумеренных количествах может привести к гиперйодизации и развитию аутоиммунных процессов в щитовидной железе. Особенно это актуально для лиц с наследственной предрасположенностью к аутоиммунным тиреоидитам или уже имеющих проявления этого заболевания хотя бы в начальных стадиях. Кроме того, входящие в состав слоевища ламинарии альгинаты являются хорошим сорбентом и всасывают различные токсиканты (соли свинца, мышьяка, ртути, хлорорганику), которые хотя и не оказывают серьёзного влияния на макроорганизм, но угнетают полезную микрофлору кишечника, без которой невозможно нормальное пищеварение. Как следствие, снижается обеспечение щитовидной железы тем же йодом. Так что нужно с осторожностью употреблять даже традиционно рекомендуемые йодсодержащие продукты и вышеуказанные биологически активные препараты.
В связи с вышесказанным особого внимания заслуживает препарат «Йотрин», созданный в новосибирской научно-производственной фирме «ЭКАР». В его состав входит экстракт Ламинарии японской, полученный высокотехнологичным способом, обеспечивающим фиксированное содержание йода в органическом сырье. Кроме того, «Йотрин» содержит комплекс растительных ингредиентов – шиповник и крапиву. Наличие в шиповнике аскорбигена, кверцетина, токоферола, селена обеспечивает антиоксидантную активность «Йотрина», а сбалансированный комплекс биологически активных веществ (органические кислоты, витамины, микроэлементы шиповника и крапивы) реализует, т.н., стокерный эффект (ускорение интерстициального гуморального транспорта и лимфатического дренажа). Данный эффект позволяет клеткам наиболее эффективно использовать питательные вещества, в том числе – йод, за счет снижения потерь этих веществ в процессе тканевого транспорта. Последнее обстоятельство дает возможность поддерживать нормальное функционирование щитовидной железы даже при содержании йода в препарате в количествах в полтора – два раза меньших, чем необходимая расчетная доза (Ю.М. Левин, 2000). Эффективный лимфатический дренаж восстанавливает эндоэкологическое равновесие организма за счет выведения из интерстициальной ткани экзо- и эндотоксинов, накапливающихся в ходе тотального загрязнения.
Таким образом, «Йотрин», наряду с йод-восполняющим и антиоксидантным действием, решает задачу эндоэкологической реабилитации (В.Ю. Ведутов, Ф.К. Субботина, 2000). В качестве основы, являющейся в большинстве лекарственных средств и БАДов индифферентным проводником действующего начала, в «Йотрин» введена лактоза — основное питание лактобактерий кишечника. Столь широкий спектр регуляции функций организма на пути обеспечения естественным питанием главного органа адаптации – щитовидной железы – делает «Йотрин» препаратом выбора в профилактике заболеваний щитовидной железы и коррекции йод-дефицитных состояний (Л.А.Щеплягина, 1998) и обуславливает включение «Йотрина» в различные лечебно-оздоровительные схемы, одна из которых в виде Программы «Повышение ресурсов адаптации учащихся общеобразовательных школ г. Бердска» (Новосибирская область) имеет междисциплинарный статус.
- Комментарии