ТАЙНА ВЕЧНОГО ЦВЕТКА
Тем не менее, испанцы завезли семена амаранта в Европу, где его стали выращивать как экзотическое декоративное растение. Последний император ацтеков Монтесума ежегодно принимал от своих подданных в виде дани 70 тысяч гектолитров семян амаранта. О том, что амарант – зерновая культура, Европа забыла. А скорее всего, никогда об этом и не знала.
В Санкт-Петербурге хранится самая большая в мире коллекция семян, собранная ещё в 30-е годы прошлого века академиком Н.И.Вавиловым. Есть в ней и «селекционные» семена амаранта, привезённые им из экспедиций по высокогорьям Южной Америки. Необычное растение заинтересовало учёного, он включил амарант в реестр важнейших для человечества сельскохозяйственных культур, предрекал ему большое будущее.
Трагическая смерть нашего великого соотечественника надолго остановила продвижение амаранта в России, да и во всём мире.
Первая сенсация
В наше время амарант, потенциал которого был словно законсервирован тысячелетиями, возрождается. Начало было положено в семидесятые годы теперь уже прошлого века, когда «вечный цветок» приоткрыл свою тайну перед австралийским физиологом Джоном Даунтоном. Учёный обнаружил, что семена амаранта богаты белком с очень высоким содержанием в нём лизина – незаменимой аминокислоты, дефицитной в белках злаковых растений. Дальнейшие исследования привели к новым открытиям. Это стало подлинной сенсацией: белок амаранта не просто полезен, он уникален, он – лучший, самый высококачественный в мире растительный белок, сбалансированный по важнейшим для человека аминокислотам и другим биологически активным соединениям!
О чём не узнала Европа
Ещё за 6 тысяч лет до Новой Эры амарант стал одной из основных продовольственных культур народов, населявших территории Южной Америки и современной Мексики. «Хлеб инков», «пшеница ацтеков» – такие определения амаранта можно встретить в современных энциклопедиях. Для ацтеков амарант был больше чем пищей – даром богов, священным растением, непременным атрибутом религиозных обрядов. Завоевав в XVI веке Америку, испанские конкистадоры вместе с искоренением язычества выжигали как культовое растение и амарант, и до Нового Времени он сохранилась лишь в «резервациях» – труднодоступных горных районах Мексики и в Андах.
В конкуренции с акулами
Став предметом одной сенсации, амарант не перестал изумлять научное сообщество. Неожиданно открылись совершенно невероятные, на первый взгляд, параллели между амарантом и редким семейством глубоководных акул, которые водятся на краю света – у берегов Танзании. Ну что может быть общего у морских хищников, рыщущих в сумраке океанских глубин, и у теплолюбивого солнечного растения? Оказалось, что эти безмерно далёкие друг от друга по своей физиологии представители фауны и флоры вырабатывают рекордные (каждый в своём «классе») количества одного и того же вещества – сквалена. Акулы аккумулируют его в жире печени: сквален необходим им для поддержания физиологического баланса в организме при глубоководных погружениях. У амаранта сквален обнаружился в масле, полученном из семян растения. Нашему организму сквален необходим как воздух: он играет роль регулятора многих обменных процессов, ответственных за выработку гормонов и антител, синтез ферментов и витаминов, нормализацию уровня холестерина, защиту от свободных радикалов, восстановление и оздоровление повреждённых органов. Нет ни одного направления в медицине, где сквален и лекарства на его основе не нашли бы применения. В Японии ещё в 1979 году был создан эффективный противоопухолевый препарат. На основе сквалена – того самого, из печени акул. Но их популяция не безгранична, да и стоимость сырья, полученного таким – несколько экзотическим – способом, на вес золота. «Вечный цветок» подарил человечеству доступный и поистине неиссякаемый источник целебного вещества.
Открытие века
С подобным феноменом никто из биологов прежде не сталкивался. К изучению амаранта подключались всё новые исследователи, учёные и практики, представители самых разных областей жизнедеятельности человека, и каждый восхищённо разводил руками: «Не может быть…». Медики вспоминали – и не раз – слова великого Гиппократа о том, что наша пища должна быть лекарством, а лекарство – пищей. Амарантовое масло оказалось уникальной природной кладовой лекарственных средств, содержащей, кроме сквалена, богатейший комплекс других биологически активных соединений, так необходимых человеку в наш век – век консервантов и рафинированных продуктов. Технологи-пищевики открывали для себя перспективы использования амарантовой муки, белка, крахмала в пищевой индустрии, возможности создания на основе амаранта новых продуктов с улучшенными свойствами, детского и диетического питания. Сельхозпроизводители подсчитывали эффект от внедрения амаранта в кормопроизводство: новая культура превзошла традиционные по всем основным параметрам – урожайности, засухоустойчивости, количеству и качеству протеина, макро- и микроэлементному составу... Вердикт научного сообщества был единодушным: амарант – открытие века! Проанализировав рост численности населения Земли и имеющиеся на планете продовольственные ресурсы, эксперты Юнеско назвали амарант основной продовольственной культурой человечества в XXI веке.
Самое лучшее в мире
Знаете ли вы, что лучшее в мире амарантовое масло производится в Воронеже? Да-да, именно так: самое лучшее в мире, «живое» – первого холодного отжима, по запатентованной технологии. Трудности «добычи» масла из амаранта обусловлены чрезвычайно малыми размерами его семян: тысяча штук весит меньше одного грамма. Обычные мельницы с жерновами их «не берут», требуется специальное оборудование, особые технологии. Какие – знают сотрудники воронежского научно-производственного предприятия «Русская Олива», это их ноу-хау. В то время как большинство производителей (и у нас, и за рубежом) получают амарантовое масло экстракционным способом. Такое масло – прошедшее через растворители, подвергавшееся воздействию высоких температур и избыточного давления – сохраняет часть своих свойств, но оно уже «не то». Только холодный отжим позволяет создать 100-процентный натуральный продукт, сохраняющий в первозданной чистоте все заложенные в него природой полезные вещества и соединения. Высокое качество амарантового масла производства ООО «Русская Олива» подтверждено клиническими испытаниями, проводившимися совместно с Воронежской государственной медицинской академией, ГУ НИИ питания РАМН и другими научно-исследовательскими центрами страны. Полученные результаты позволили разработать рекомендации для профилактики и лечения маслом заболеваний самой различной этимологии. Исследования продолжаются.
Быть или не быть
«Быть или не быть институту амаранта в России – вопрос времени», – считает руководитель фирмы «Русская Олива» кандидат биологических наук Лидия Александровна Мирошниченко. Основа будущего научного центра уже существует, нет лишь достойной финансовой поддержки – со стороны государственных структур, или частных инвесторов: в любом случае в выигрыше будут все. Сегодня Мирошниченко получает много заманчивых предложений из-за рубежа: отправиться туда (в Америку, Канаду, страны Европы) вместе со всеми своими сотрудниками и разработками. Не отправляется, в отличие от многих. Верит, что амарантовый бум придёт и в российскую глубинку. Считает глубоко символичным то, что самые свои сокровенные тайны «вечный цветок» открыл именно российским исследователям. Удивительно, но факт: сравнительно недавно выяснилось, что амарант на среднерусских равнинах – не чужеземец! Его семена были обнаружены в раскопах стоянок первобытного человека эпохи позднего палеолита близ села Костёнки, буквально в двадцати километрах от Воронежа. Возраст разных стоянок определяется временной шкалой от 10 до 30 тысяч лет. В позднем палеолите время двигалось со скоростью черепахи. Сегодня оно спрессовано, как послание в интернете. Не опоздать бы. С институтом амаранта. Слишком много примеров: мы теряем приоритеты там, где должны – по всем параметрам – быть первыми.
- Комментарии